Ответственность за умышленное ограничение или лишение собственника возможности пользоваться своим имуществом в связи с его уничтожением или повреждением предусмотрена статьей 167 УК РФ.
Предметом данного посягательства является чужое имущество, то есть не принадлежащие преступнику материальные ценности, вещи и так далее.
Закон определяет два вида ответственности за порчу имущества – уголовную и административную. В обоих случаях уничтожением считается приведение определенной вещи в полную непригодность, повреждением – в такое состояние, при котором без исправления недостатков предмет не может быть использован по назначению.
Если действиями виновного испорчены вещи, стоимость которых не превышает 5000 рублей, наступает административная ответственность. Например, это может быть в случае: повреждения оконных стекол; царапины на машине; разбития посуды в кафе, ресторане; повреждения кабеля; повреждения одежды, обуви, сумки и т.д.
Если установленный размер причиненного вреда больше 5000 рублей, то действуют нормы Уголовного Кодекса РФ. Чаще всего по уголовным делам предметом преступных посягательств становятся: автомобили; дорогостоящая аппаратура; недвижимость; дорогостоящий товар (меховые изделия, одежда из натуральной кожи и т.д.).
Если имущество повреждено или уничтожено без выполнения опасных для посторонних лиц действий, указанных законодателем в части 2 ст. 167 УК РФ, то наказание, которое может быть назначено преступнику, сравнительно небольшое – до 40000 рублей штрафа, общественные работы или лишение свободы на срок до 2 лет.
Когда злоумышленник намеренно уничтожает имущество другого человека и при этом действует опасным для окружающих способом, наказание может быть до пяти лет изоляции. Так, статьей УК прямо предусмотрены следующие способы, признанные общеопасными и дающими основание для более жесткой ответственности: взрыв; поджог; иные действия, которые могут быть признаны судом создающими угрозу для других людей.
Мера наказания определяется отдельно в каждой ситуации. Решение суда зависит от последствий случившегося, наличия смягчающих или отягощающих обстоятельств.