В настоящее время преступления, совершаемые дистанционным способом с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, приобретают все большую общественную опасность, так как направлены на завладение всеми денежными средствами граждан, находящимися на электронных счетах, оставляя, порою, людей без средств к существованию.
Как же избежать данной неприятной ситуации и не «попасть на удочку» злоумышленникам?
1. Никогда и не под каким предлогом не сообщайте поступивший по смс-сообщению от обслуживающего банка цифровой код, в том числе лицам, представившимся службой безопасности банка. Не сообщайте свои личные данные звонящему (действительные сотрудники банка всегда знают Ваши Ф.И.О., мошенники спрашивают их у Вас).
2. Не сообщайте данные банковской карты. Нередко, потерпевшими по таким схемам являлись продавцы имущества, разместившие информацию о намерении продать товар на сайте онлайн-объявлений (Авито, к примеру). Потенциальный покупатель по телефону в оперативном режиме предлагал продать товар и перевести за него средства. Для перевода денег ему требовались сведения с банковской карты, в том числе CVC-код, получив которые с банковского счета списывались находящиеся там денежные средства.
3. Не переходите по ссылкам в смс-сообщениях, сообщениях в различных мессенджерах (Вотсап, Вайбер и т.д.), поступающих на адрес электронной почты сообщениях, предлагающим получить выигрыш либо иную оплату (за регистрацию на интернет-ресурсе, например). Особо внимательно необходимо относиться к сообщениям, содержащим узнаваемые логотипы: Сбербанка, Госуслуг, Почты России, Пенсионного фонда и т.д., так как при переходе по ссылкам может быть скачено вредоносное программное обеспечение, предоставляющее несанкционированный доступ к электронной информации (кодам, паролям и т.д.), либо просьба введения данных с карты в целях перевода выигрыша.
4. Не переводите денежные средства по просьбам знакомых и родственников, в том числе попавшим в сложную жизненную ситуацию, без личного общения с ними
Распространены 2 типа таких мошенничеств: телефонное и в социальных сетях.
Посредством телефонного мошенничества потерпевшему сообщается информация о том, что кто-то (чаще всего родственник) попал в сложную ситуацию (авария, совершил правонарушение, преступление и т.д.), при которой срочно нужны деньги. В данном случае ВСЕГДА необходимо связываться с лицом, которое якобы попало в такую ситуацию, или находящемуся с ним человеку, если данное лицо по каким-то причинам не отвечает на телефонный звонок.
Мошенничество в социальных сетях осуществляется путем взлома интернет-страницы и ведение диалога от имени владельца данной страницы. В отдельных случаях мошенники изучают содержание интернет-страницы потенциальной жертвы (информацию о себе, наличие родственных связей, фотографии) и выдаваемая им информация становится более правдоподобной. От имени держателя страницы может поступить информация о необходимости займа небольшой суммы, которую можно легко перевести без дополнительного уточнения, а также о тяжелой ситуации с ним или его близкими, также требующей денежных средств. В данном случае, как и с телефонным мошенничеством, необходимо связаться напрямую по телефону с данным человеком и удостовериться в его просьбе.